Главная » Файлы » Гор. профсоюз

«Система управления охраной труда и обеспечение  безопасности образовательного процесса в образовательных организациях» .
23.02.2018, 23:09

Актуальные вопросы защиты прав работников на здоровые и безопасные условия труда.

 

Выступление заместителя председателя Ставропольской городской организации профсоюза Рязанцевой Т.А. на обучающем семинаре уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда первичных профсоюзных организаций учреждений образования г. Ставрополя «Система управления охраной труда и обеспечение безопасности образовательного процесса в образовательных организациях»

09 ноября 2017г.

 

Уважаемые коллеги!

Охрана труда – это всегда актуальная тема. Одним из приоритетных направлений деятельности Профсоюза является защита прав работников на здоровые и безопасные условия труда.

На сегодняшнем семинаре мы предлагаем обсудить наиболее важные вопросы, связанные с обеспечением безопасности при осуществлении образовательного процесса и проведением профсоюзного (общественного) контроля по соблюдению работодателем законодательства по охране труда.

В рамках реализации Отраслевого соглашения Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с ЦС Профсоюза разработаны и ещё в конце августа 2015 года направлены в органы управления образованием субъектов РФ и образовательные организации, подведомственные Министерству, Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в образовательных организациях (СУОТ).

Ставропольской городской организацией профсоюза эти рекомендации были доведены до сведения уполномоченных лиц по охране труда учреждений образования г. Ставрополя на семинаре 12 ноября 2015г.

В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 №438н разработано Примерное положение о системе управления охраной труда в образовательной организации.

Типовое положение о системе управления охраной труда содержит типовую структуру и основные положения о СУОТ. (Не путать с СОУТ – специальной оценкой условий труда).

Создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляется работодателем. В образовательном учреждении издаётся приказ «Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в ОУ».

Наличие таких приказов должно быть в каждом нашем образовательном учреждении.

Уважаемые коллеги! Сегодня на флеш- накопители вам отправлены:

- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 №438н «Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда»,

- Примерное положение о системе управления охраной труда в образовательной организации.

 

Приоритетным направлением деятельности Профсоюза по улучшению условий и охраны труда является проведение специальной оценки условий труда. Прошло более трёх с половиной лет со времени вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Об участии профсоюзов в проведении специальной оценки условий труда: полномочиях, целях и задачах мы подробно говорили на семинаре, проведённом городской организацией профсоюза в марте 2015г. В образовательные организации нами были направлены методические материалы, пошаговая инструкция по проведению СОУТ. Несмотря на экономические трудности, отсутствие достаточных финансовых средств на мероприятия по охране труда, деятельность образовательных организаций по проведению СОУТ набирает обороты.

Нами осуществлён мониторинг проведения СОУТ. Результаты его показали, что специальная оценка условий труда в образовательных организациях проведена на 2615 из 6112 рабочих мест, что составляет 43%.

Необходимо и дальше наращивать темпы проведения СОУТ, чтобы

к концу 2018 года завершить необходимые работы на всех рабочих местах образовательных организаций.

Вместе с тем, по мере выполнения этой работы выявляются проблемы обеспечения качества проведения СОУТ. Наблюдается тенденция снижения ранее установленного по результатам АРМ класса условий труда на рабочих местах работников на установленные гарантии и компенсации.

Основной причиной является как несовершенство Методики проведения специальной оценки условий труда, так и некомпетентность в вопросах СОУТ представителей профсоюзных комитетов, входящих в состав комиссий по проведению данного мероприятия. Вследствие этого нарушаются права работников как в вопросах процедуры проведения СОУТ, так и оценки ее результатов в части установления (сохранения) гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда.

 

В Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» внесены изменения. В чём же суть этих изменений?

Глава первая Федерального закона «О специальной оценке условий труда» дополнена положением, которым работник наделяется правом обращаться к работодателю с предложениями по идентификации на его рабочем месте потенциально вредных производственных факторов при проведении специальной оценки условий труда в организации. Ранее такое право работника не было закреплено. При этом в случае наличия таковых предложений работника работодатель обязан предоставить их организации, проводящей спецоценку. Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимается сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов с классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов.

Внесены поправки в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда», которые изменяют процедуру декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда на рабочих местах, на которых по результатам спецоценки установлены допустимые условия труда (класс 2). По общим требованиям, действовавшим до вступления изменений, декларация могла оформляться и подаваться работодателем только в случае, когда на рабочем месте вредные или опасные производственные факторы не были выявлены в ходе идентификации. Такое рабочее место признается с допустимыми условиями труда (2 класс) без проведения исследований и измерений вредных производственных факторов. Согласно новым требованиям декларация оформляется также, в случае если рабочее место, на котором по результатам исследований были установлены оптимальные (1 класс) или допустимые условия труда (2 класс).

Декларация не оформляется, если на рабочем месте с допустимыми условиями труда:

- заняты работники, профессии, должности, специальности которых включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;

- в связи с работой работнику предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

- по результатам ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда или спецоценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Процедура декларирования, предусмотрена только в рамках проведения спецоценки и не распространяется на результаты проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда.

Расширен перечень оснований для прекращения действия декларации:

несчастный случай на производстве (кроме несчастных случаев, произошедших по вине третьих лиц);

выявление у работника профессионального заболевания, причиной которого явилось воздействие вредных производственных факторов;

выявление в ходе проверки государственной инспекцией труда нарушений государственных требований охраны труда.

Есть в этом вопросе и другие тонкости, которые должен учитывать работодатель, ответственные за проведение процедуры СОУТ в образовательном учреждении. Они неоднократно разъяснялись специалистами при проведении городских Дней охраны труда. Это: обязанность работодателя своевременно направить отчёты о проведении СОУТ в соответствующие организации; условия проведения внеплановой спецоценки; условия, при которых внеплановая спецоценка может не проводиться.

В связи с вышеизложенным следует учитывать требования принятых изменений при организации проведения спецоценки работодателями в организациях.

Об использования 20% сумм страховых взносов

Напоминаем, что в сложных финансово-экономических условиях не следует пренебрегать возможностью использования 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на проведение таких затратных мероприятий по охране труда в образовательных организациях как СОУТ, обучение, медосмотры, приобретение средств индивидуальной защиты. Следует отметить, что в 2014 году на мероприятия по охране труда в образовательных организациях г. Ставрополя путем возврата части сумм страховых взносов израсходовано 227,0 тыс. рублей, то по итогам 2015 года – 133,4 тыс. рублей, в 2016 году – 185,5 тыс. рублей. Однако, в отдельных ОУ, в том числе, крайне нуждающихся в финансовом обеспечении мероприятий по охране труда, этот механизм не используется как по причине правовой неграмотности в вопросах охраны труда, так и нежелания образовательных организаций заниматься трудоемкой работой по подготовке и представлению в отделения ФСС соответствующего пакета документов для получения разрешения на использование незначительной, с точки зрения руководителей образовательных организаций, суммы на мероприятия по охране труда.

 

По-прежнему, одним из ведущих направлений деятельности организаций Профсоюза является осуществление общественного контроля за прохождением работниками образования обязательных медицинских осмотров.

Анализ информации по вопросам организации и проведения медицинских осмотров работников образования, свидетельствует о наличии проблем финансового обеспечения проведения обязательных медицинских осмотров работников образования. Отмечается нарушение трудового законодательства в связи с проведением обязательных медицинских осмотров как предварительных, так и периодических за счет средств работников. При этом возврат денежных средств, потраченных работниками на проведение медицинских осмотров, производится несвоевременно или не осуществляется вовсе. Выявлена тенденция изменения порядка возмещения расходов на оплату медицинских осмотров, когда оплата производится из стимулирующей части фонда оплаты труда образовательных организаций по заявлению работника с целью возмещения понесенных им расходов.

Об обязательном психиатрическом освидетельствовании работников образования

Анализ действующего законодательства подтверждает вывод о том, что работники отдельных образовательных организаций подлежат обязательному психиатрическому освидетельствованию.

Обязательное психиатрическое освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности. Работники проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет.

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательного психиатрического освидетельствования влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 тысяч рублей до 25 тысяч рублей; на юридических лиц – от 110 тысяч рублей до 130 тысяч рублей.

Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 установлены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования.

В Перечне указано, что освидетельствованию подлежат работники, в том числе образовательных учреждений, осуществляющие отдельные виды профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности, а именно: работники учебно-воспитательных учреждений, детских и подростковых оздоровительных учреждений, в том числе сезонных, детских дошкольных учреждений, домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, интернатов при школах.

Согласно части 9 статьи 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к учебно-воспитательным учреждениям относятся образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа).

Кроме того, если по результатам проведенной специальной оценки условий труда (СОУТ) на рабочих местах работников выявлены вредные и опасные производственные факторы и на этих рабочих местах установлен класс вредности, то данные работники обязаны проходить обязательное психиатрическое освидетельствование.

Таким образом, психиатрическому освидетельствованию подлежат работники образовательных организаций и учреждений, осуществляющие отдельные виды деятельности, указанные в Перечне, и работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

 

Об обучении педагогических работников навыкам оказания первой помощи пострадавшим на производстве

В связи с внесением в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» дополнения в части обучения педагогических работников навыкам оказания первой помощи активизировались действия органов государственного контроля и надзора, в т.ч. Рострудинспекции, в части наложения административных штрафов за допуск педагогических работников к работе без прохождения соответствующего обучения.

Согласно действующему нормативному акту работодатель обязан обеспечить обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве всех работников организации.

Обучение работников оказанию первой помощи пострадавшим должно проводиться лицами, прошедшими специальную подготовку, а порядок, форма и оформление результатов обучения по оказанию первой помощи пострадавшим определяется работодателем.

Обучение и проверка знаний требований охраны труда проводится один раз в год для всех работников и один раз в три года для руководителей и специалистов организаций в рамках специального обучения по охране труда, проводимого обучающими организациями.

Рекомендации о порядке проведения обучения педагогических работников навыкам оказания первой помощи также размещены на ваших флеш – накопителях.

А в программе сегодняшнего семинара предусмотрены практические занятия по оказанию первой помощи пострадавшим.

 

О Примерном перечне мероприятий соглашения по охране труда

в организации, осуществляющей образовательную деятельность

 

Специалистами Отдела охраны труда и здоровья ЦС Профсоюза образования разработан «Примерный перечень мероприятий соглашения по охране труда в организации, осуществляющей образовательную деятельность».

Данный Примерный перечень был предложен Министерству образования и науки Российской Федерации для направления в адреса руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, и руководителей подведомственных организаций Минобрнауки России для оказания практической помощи письмом Профсоюза № 322 от 20 июня 2017г.

Минобрнауки России приняло предложение и своим письмом от 08.08.2017г. № 12-753 «О направлении перечня по охране труда» довело его до исполнителей и участников процесса коллективного регулирования трудовых отношений в сфере образования.

Городская организация профсоюза уже несколько лет рекомендует для заключения соглашения по охране труда в организации использовать предложенную ЦС Примерную форму и перечень мероприятий соглашения по охране труда. Так что принципиально нового для наших ОУ в предложенном Примерном перечне нет, но сегодня ещё раз мы направляем Примерный перечень мероприятий соглашения по охране труда на ваши флеш – накопители.

 

На контроле профсоюза остаются вопросы:

- своевременного пересмотра правил и типовых инструкций по охране труда для образовательных организаций.

- порядок расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Участие представителей Профсоюза в расследовании несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших с обучающимися, в обязательном порядке согласованное с соответствующей профсоюзной организацией, обусловлено необходимостью проведения объективного расследования в целях, прежде всего, защиты прав членов профсоюза.

И последнее. Существенные изменения связаны с СанПиНами и связаны они с иным порядком определения наполняемости классов.

Положение, предусматривавшее, что наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек, заменено положением, устанавливающим, что количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдения требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению (пункт 10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Как следует из пункта 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10, норма площади на 1 ученика при фронтальном обучении составляет 2,5 м². Несмотря на то, что такая норма действует с 1999 года, в большинстве школ она до сих пор не обеспечивается, Необходимо отметить, что даже для предельного количества обучающихся, которое ранее не могло превышать 25 человек, при таком их количестве площадь классов при фронтальном обучении должна была бы составлять 62,5м2.

В последнее время поступают сообщения о привлечении руководителей школ к административной ответственности за нарушение норм СанПиН 2.4.2.2821-10 в части несоблюдения норм площади на 1 учащегося, что, конечно, требует принятия мер со стороны органов государственной власти субъектов РФ.

Становится все более очевидным, что успешное решение задач по защите прав работников на здоровые и безопасные условия труда во многом определяется уровнем знаний руководителей, специалистов и профактива образовательных организаций в области охраны труда.

 

 

 

 

Категория: Гор. профсоюз | Добавил: profkom
Просмотров: 90 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: